Фрагмент для ознакомления
2
Эмоциональное развитие детей является ключевой темой в психологии, привлекая внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Вклад отечественных и зарубежных психологов в изучение этого вопроса позволяет рассмотреть проблему с разных теоретических позиций, что способствует более глубокому пониманию эмоциональной сферы дошкольников.
Одним из пионеров в области изучения эмоционального развития детей в России является Лев Семенович Выготский. В его культурно-исторической теории подчеркивается значимость социальной среды и культурных факторов в развитии эмоций. Выготский утверждал, что эмоции детей формируются и развиваются через взаимодействие с окружающими людьми и культурными артефактами. Он вводит понятие «социального развития эмоций», где взрослый выступает как посредник, помогая ребенку осознавать и регулировать свои эмоции.
Алексей Николаевич Леонтьев, ученик Выготского, также внес значительный вклад в понимание эмоционального развития. В его теории деятельности акцентируется внимание на том, что эмоции являются неотъемлемой частью любой деятельности ребенка. Эмоции, по Леонтьеву, не только сопровождают деятельность, но и стимулируют ее, мотивируя ребенка к достижению целей и преодолению трудностей [10].
Даниил Борисович Эльконин, развивая идеи Выготского и Леонтьева, исследовал игровую деятельность как важный фактор развития эмоциональной сферы дошкольников. Он подчеркивал, что через игру дети учатся понимать и выражать свои эмоции, а также осваивать социальные нормы и правила.
Жан Пиаже, швейцарский психолог, внес значительный вклад в изучение когнитивного и эмоционального развития детей. Пиаже утверждал, что эмоциональное развитие тесно связано с когнитивными процессами, такими как восприятие, память и мышление. По его мнению, эмоции у детей развиваются в контексте их взаимодействий с миром и проходят через определенные стадии, аналогично когнитивному развитию.
Эрик Эриксон, известный своей теорией психосоциального развития, рассматривал эмоции как ключевой элемент каждой из восьми стадий развития личности. В дошкольном возрасте, по Эриксону, ребенок проходит стадию инициативы против чувства вины, где успех в этой стадии способствует формированию уверенности и положительного самовосприятия, тогда как неудачи могут привести к чувству вины и снижению самооценки.
Дэниел Гоулман, американский психолог, ввел понятие эмоционального интеллекта, подчеркивая важность способности к распознаванию, пониманию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект играет решающую роль в личностном и социальном развитии, начиная с раннего детства.
Анализ работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что, несмотря на различия в теоретических подходах, все они сходятся во мнении о значимости эмоционального развития в дошкольном возрасте. Отечественные психологи акцентируют внимание на роли социальной среды и деятельности, тогда как зарубежные исследователи уделяют больше внимания стадиям развития и когнитивным аспектам. Объединение этих подходов позволяет создать более целостное представление о развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и разработать эффективные методы ее поддержки и коррекции [9].
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В ходе воспитания и обучения дошкольников основное внимание уделяется освоению детьми различных навыков и умений в таких областях, как изучение азбуки, элементарного математического счета, представлении об окружающем мире. Все это оказывает положительное влияние на развитие дошкольника. Но не стоит забывать о значении эмоционального воспитания дошкольника, т.к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности ребенка. В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия.
Дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок начинает понимать и осознавать себя, когда он подбирает способ эмоционального реагирования, от которого отталкивается при выборе поведения. Это могут быть как добрые чувства, связанные с нравственностью и чувством долга, так и эгоизм, корысть. Дети этого возраста не так наивны и неопытны, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, у дошкольников невелик опыт, однако его эмоции обгоняют сознание. При всем этом, ребенок уже занял конкретную позицию по отношению к старшим, к осознанию того, как надо себя вести и чем руководствоваться. Его отношение к окружающему, в первую очередь, зависит от воспитывающих его взрослых [11].
Под эмоциональным развитием дошкольников понимается целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец справедливо указывали на взаимосвязь интеллектуального и эмоционального развития, говоря, что только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания. Когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства – моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками [5].
Дошкольный возраст является критическим периодом для развития эмоциональной сферы ребенка. В этот период закладываются основы эмоциональной компетентности, которая будет играть ключевую роль в дальнейшем социальном и личностном развитии. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке образовательных и воспитательных программ.
Эмоциональная отзывчивость и экспрессивность.
Дети дошкольного возраста обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и экспрессивностью. Они легко реагируют на различные стимулы, что проявляется в ярко выраженных эмоциональных реакциях. Положительные и отрицательные эмоции выражаются интенсивно и напрямую, без скрытых подтекстов. Это делает эмоции дошкольников легкими для восприятия и анализа взрослыми, но также указывает на необходимость обучать детей контролю и управлению своими эмоциональными состояниями [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амосова, О. Ю. Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста / О. Ю. Амосова, И. В. Илларионова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в современном мире: Сборник научных статей. Электронный ресурс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты развития обучающихся в современном мире: проблемы и решения», Чебоксары, 25 мая 2022 года. – Чебоксары: Чувашский гос. педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 6 – 11.
2. Белинская, Е. В. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками и младшими школьниками: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. В. Белинская, Ю. С. Шиманович. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – С. 111.
3. Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №4. – С. 18 – 20.
4. Гребенщикова, Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2011. – С. 24.
5. Ежкова, Н. И. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. – Москва: Владос, 2010. – С. 128.
6. Карелина, И. О. Эмоциональная сфера детей: возрастные и индивидуальные особенности, диагностика, развитие в совместной образовательной деятельности с педагогом / И. О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. – С. 195.
7. Качесова, Е. Н. Изучение особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Качесова // АКТУАЛЬНЫЕ вопросы ТЕОРИИ и практики РАЗВИТИЯ научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 декабря 2019 года. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2019. – С. 89 – 95.
8. Костина, С. А. Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста / С. А. Костина // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 февраля 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян А.А. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 84 – 86.
9. Крючков, А. М. Исторические аспекты развития понятия "эмоциональный интеллект" / А. М. Крючков // Актуальные исследования. – 2021. – № 46(73). – С. 74 – 77.
10. Лупиногина, Е. Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №5-1. – С. 23 – 28.
11. Реутова, Н. В. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Н. В. Реутова // Проблемы теории и практики психологии развития: материалы VII региональной научно-практической конференции, Тверь, 06 декабря 2019 года / Под редакцией О.О. Гониной. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 4 – 7.
12. Трошина, Е. О. Диагностика уровня эмоциональной сферы развития у детей дошкольного возраста / Е. О. Трошина // Цифровизация как драйвер развития науки и образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 21 марта 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 40-45.
13. Хвостова, О. Г. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста / О. Г. Хвостова // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 1, № 7(19). – С. 531 – 536.
14. Черникова, Д. А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста / Д. А. Черникова // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Липецк, 24 мая 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 183 – 187.
15. Шкляр, Н. В. Изучение, коррекция и развитие эмоциональной сферы младших школьников: монография / Н. В. Шкляр. – Биробиджан: Приамурский государственный ун-т им. Шолом-Алейхема, 2019. – С. 97.
16. Шолина, О. Н. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста / О. Н. Шолина, Е. В. Елашкина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 февраля 2024 года. – Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2024. – С. 284 – 287.